26 марта 2024

В БАШКИРИИ ДОКУМЕНТИРОВАТЬ РИСУНКИ ПЕЩЕРЫ ШУЛЬГАН-ТАШ ПОМОГУТ ХУДОЖНИКИ

К документированию рисунков пещеры Шульган-Таш подключились специалисты, близкие к искусству, рассказали в «Башинформе» со ссылкой на источник в Историко-культурном музее-заповеднике «Пещера Шульган-Таш», где стартовал междисциплинарный научно-практический семинар. В Бурзянский район приехали исследователи из Москвы и Санкт-Петербурга, в круг научных интересов которых, кроме биологии, археологии и философии, входит искусство, а самое главное – желание рисовать

Известный специалист по наскальному искусству Алексей Солодейников пояснил, что в Каповой пещере в последние годы открыто неимоверное количество рельефных изображений, рисунков углем, а также пальцами по мягкому субстрату, из-за чего документирование памятника стало основной задачей для его исследователей.

– Эти изображения из-за их объемности, использования естественного рельефа камня невозможно передать через фотоснимки. Документирование наскального искусства начиналось с зарисовок. Это первый и самый древний метод. По пещере есть книга археолога Отто Бадера, где вместо фотографий даются рисунки. У этого метода есть свои плюсы и минусы. Но поскольку новые изображения сложно фотографировать, у нас нет другого решения для их документирования, кроме зарисовок. Сначала попробуем это, а потом уже будем думать, как еще сможем их оформить.

Рельефные рисунки и гравировки сложно не только документировать, но и распознать. Алексей Солодейников говорит, что участники семинара должны научиться видеть барельефные рисунки сами, и верифицировать изображения, которые видят они, сотрудники музея-заповедника.

Новые пласты изображений требует нового взгляда. По словам специалиста, способы исследования наскального искусства необходимо пересмотреть.

Сложность задачи отметил и археолог Роман Нечушкин.

– Рисунки, которые были нанесены когда-то, в процессе выветривания или покрытия кальцитом стали похожи на естественные природные следы. У нас двойная проблема. Во-первых, нужно зафиксировать то, что имеется, с помощью рисунка от руки, а также с использованием разных компьютерных программ. Во-вторых, нужно рассматривать рисунки в контексте пространства. В одной плоскости располагаются разновременные изображения, но они все между собой связаны. Пещера – это сложный целостный объект. У нас сейчас происходит поиск методов, как зафиксировать наличие изображений, и как их всех рассматривать в едином ключе, в одном пространстве.

Специалисты отмечают, что новые пласты изображений есть во всех залах пещеры, начиная от Голубого озера и заканчивая Верхним залом. И этих, барельефных, изображений на порядок больше рисунков из охры. В свете последних открытий описание и документирование памятника является важной задачей для исследователей пещеры.

Междисциплинарный семинар завершится только в конце недели. Работы в пещере проводятся бесконтактными методами, без воздействия на поверхность стен объекта культурного наследия.

Источник: www.bashinform.ru

Уфимские новости

Медиа